ХЕЛЬга  


1 действие.
Происхождение княгини Ольги, жены Игоря Рюриковича и правительницы Киевской Руси в середине X века, доподлинно не известно. Одни летописцы утверждают, что она была внучкой легендарного славянского князя Гостомысла, и до замужества носила имя Прекраса. Другие выводили ее из Изборска, и даже из болгарского города Плискувот.
Еще одна легенда гласит, что первая встреча Игоря и Ольги произошла под Псковом. Однажды юный Игорь, наследник киевского престола, охотился в псковских лесах. Оказавшись на берегу реки, он никак не мог переправиться на другую сторону, пока не увидел на реке лодку, управляемую неким юношей.

Около 900 года, Псков. Игорь стоит
на берегу реки, в лодке около берега
сидит с веслом в руках Ольга

Игорь (подходит к реке):
Эй, лодочник, вези меня за реку,
Устал мой конь месить по лесу грязь!
Доставь меня до Пскова поскорее,
И помни: пред тобой – великий князь!

Ольга (загребая веслом, причаливает
к берегу):
Запомню это, поплыву я быстро –
То ничего, коль руки натружу.
До Пскова далеко, а я всего лишь
От берега до берега вожу…

Игорь (садясь в лодку, удивляясь):
Эк невидаль! Неужто ты – девица?
Почто в мужское платье облеклась?
И правда, как тебе не натрудиться,
Когда твои дела – варить и прясть!

Ольга:
Прядут пусть пряхи, варят – поварихи,
А я покуда лодку поведу!
Я вижу в том свое предназначенье –
Что исполняю княжую нужду.
(гребет веслом)

Игорь (подсаживаясь ближе,
пытается приобнять Ольгу):
Пленяюсь я речами и красою!
И, право же, ты дело говоришь:
Когда тебя узнаю я поближе –
Нужду мою ты удовлетворишь!..

Ольга (вырываясь и отсаживаясь):
Твои же речи мне совсем не любы!
Хоть князь ты, но об этом позабудь!
Не хочешь ведь над девой поруганья?
А коли так, мне лучше утонуть!..
(резко встает над краем лодки)

Игорь (смущенно садится назад):
Ну, полно, полно, я тебя не трону…
Я одиноких дев не стерегу…
Хотя бы и красавиц – не неволю…
Что ж, высади меня на берегу.

Ольга (садится и причаливает к берегу)

Игорь (вылезает, кладет в лодку деньги):
Вот за труды тебе, здесь более, чем нужно:
Ценю благоразумие твое!
Поведай, как зовут тебя, гордячка?
Я ж имя назову тебе свое.

Ольга:
Прекрасой кличут. Про тебя ж на рунах
Волхвы мне всё успели предсказать:
Ты – Ингвар, князя Рюрика наследник,
И знамо мне: мы свидимся опять.

2 действие.
В честь княгини Ольги названы все девочки Оли в России. Но Ольга – это имя варяжское. По наиболее правдоподобным источникам, Ольга происходила из знатного северного рода.
Хельг Одд, он же Хельги или Олег, которого за его деяния прозвали Вещим, был воспитателем юного Игоря. В 903 году он устроил брак Игоря и Прекрасы. Именно в честь Олега княгиню назвали Ольгой.
Брак с Игорем, естественно, был браком по расчету. К 40-м годам X века Ольга и Игорь жили раздельно. Ольга была княгиней Вышгорода, а Игорь оставался князем Киевским. Конечно, у князя были другие жены и наложницы, имена которых история не сохранила.
Большую часть зимы князь и дружина проводили в "полюдье", объезжая подвластные владения и собирая дань. Более всех в сборе дани преуспел воевода Игоря Свенельд. Дружинники самого князя завидовали людям Свенельда. Подстрекаемый ими, зимой 945 года Игорь попытался взять двойную дань с древлян, в землях которых Свенельд уже побывал перед этим. Древляне восстали против княжеского произвола, перебили немногочисленную дружину, и схватили Игоря.

945 год, Северная Русь, Коростень.
Игорь сидит со связанными руками,
перед ним стоит Старейшина и два
древлянина

Старейшина (воздевая палец вверх):
О, алчный Ингвар, вот тебе отмщенье!
Пословицу былую помяни:
Таскал всё волк, потащат же и волка –
И лишь себя, убивец, в том вини!
Довольно лютовал ты в Коростене,
От дыма отбирая, от сохи:
Отнять у неимущих метил трижды?
Свои теперь отдашь нам потрохи!

Игорь:
Вы, псы, теперь, я знаю, захотите
Зубами меня в клочья разорвать,
Коль скоро шлемоносная дружина
За князя не сумела постоять!
Остался среди смердов с малой силой –
И не поможет мне свенельдов меч…
Но знайте: и Свенельд придет, и Асмуд:
Отнимут ваши головы от плеч!

Старейшина:
Грози!.. Уже мы слышали угрозы,
Терпели от людей твоих разбой…
Последнюю рубаху отдавали –
Но нынче поквитаемся с тобой!
..На части разорвать? – Удел достойный
Для злого кровососа-упыря!
Узнаешь, чужеземец из варягов:
Древляне не бросают слов зазря!
Давайте же проверим на упругость
Березу – и на прочность красный плащ!
Ведите князя киевского в чащу:
На всех князей у нас хватает чащ!

Два древлянина тащат князя

Игорь:
Зачем меня вы тащите к березе,
Злодейские послушники волхвов?
Неужто на главу седую князя
Древлянам недостало топоров?

Старейшина (вслед):
По волку – и капкан! Ты слышишь, Ингвар,
Как гнется та береза и поет!
От жадности волчищу распирало –
От жадности его и разорвет!
Вяжите князя доброго за ноги
Меж кронами, согнутыми дугой!
Сел коршун высоко – и выше целил:
Пущай же полетает над землей!

Древляне утаскивают князя, потом
раздается его дикий крик

3 действие.
После убийства Игоря древляне стали претендовать на киевский престол, потребовав, чтобы княгиня Ольга вышла замуж за древлянского князя Мала. Ольга не могла просто отказаться от их "предложения": древляне были сильны, у Киева больше не было защитника, а она была женщиной, и по обычаям того времени не могла править одна. Вскоре двадцать знаменитых послов из древлян приплыли на ладье в Киев.

945 год, Киев. Ольга и Свенельд
стоят на берегу, из ладьи
выходят два посла, кланяются

Первый Посол (прикладывая
ладонь к груди):
Приветствуем тебя, о Хельга!
И видит Велес, зрящий бог,
Что Ингвара не по коварству
Послали мы в его чертог!
То мужа твоего злодейство
И ненасытности предел
Свели его во мрак… Но полно!
Не вспомним более тех дел!

Ольга (спокойно):
Что же хотите вы, древляне,
Чтоб, мужа скоро позабыв,
Я бросилась в объятья Мала,
Себя бесчестием покрыв?

Первый Посол (важно):
Князь Мал богат, великодушен,
Владеет многою землей.
И Киеву правитель нужен –
Где сыщешь лучше, чем такой?

Ольга (улыбаясь):
Да, речи эти мне приятны.
И Ингмара не воскресить!
Княгине же не подобает
Без почестей вас отпустить!

Первый Посол:
Тогда придем мы завтра утром!
Прими запястья и шитьё,
И дай при всем честном народе
На брак согласие твое!

Ольга (торжественно):
Нет, не ходите вы ногами,
И не плывите по воде:
Посольство доблестного Мала
Доставят ко двору в ладье!
Как явятся мои к вам люди,
Скажите им про уговор:
Нести, мол, нас велела Хельга,
В ладье на теремный сам двор!

Первый Посол (воздевая руки):
Поистине, щедра княгиня
На трубный рог и злата звон!
Все сделаем, как ты сказала.
От нас, древлян, тебе поклон!

Послы кланяются и уходят

Ольга (Свенельду):
Пошли гонца с известьем Малу,
Что жду других еще послов:
И пусть те будут познатнее,
Чем эти пастыри коров…

Свенельд кивает, они с Ольгой
уходят

На другой день послов с небывалым почетом понесли ко двору Ольги прямо в ладье. Там за ночь была вырыта огромная яма, куда и бросили ладью с несчастными.

В яме на коленях сидят, дрожа
и воздевая руки, послы,
над ними стоят Ольга и Свенельд

Ольга:
Ну как, довольны этой честью?
Чего же сели вы на мель –
Плывите, ждет вас черный омут,
Путь смерти и дорога в Хель!!!

Первый Посол (умоляя):
О, нет, помилуй, Хельга, боги!
О, сжалься, Хельга, отпусти!
Мы виноваты, виноваты!
Скорбим за Ингвара! Прости!!!

Ольга:
Пускай все прочие древляне
Запомнят мудрость на всю жизнь:
Не бойся тех, кто песню тянет,
Но тех, кто дремлет, стерегись!
(своим людям, за спину)
Зарыть их! Заровняйте яму,
Живьем засыпьте их землей.
Пусть жрут песок и гложут камни.
(отворачивается, Свенельду)
А где у нас посол второй?

Свенельд:
Уж прибыли. Но ты велела
Допрежде в бане их помыть.
Ты, помню я, для них хотела
Пожарче баньку протопить?

Ольга:
Ты правильно запомнил, Свенельд,
Где они моются? – веди.
Да подопри бревном им двери.
Смолу и факел захвати.

Ольга и Свенельд подходят к бане
(за дверью 2 человека),
Свенельд обливает смолой дверь
и стены, подает Ольге факел

Ольга (громко):
Послы, тепла ли моя баня?
Такие ль бани любит Мал?
Али бояр не самых крепких
Опять он свататься послал?

голос Второго Посла:
О, Хельга, жарко – слишком жарко!
Здесь можно окорок варить!
Ужель, княгиня, ты решила
Нас в этой бане заморить?!

Ольга:
Умны древлянские бояре,
Но всё ж их заживо сожгут!
Знай поговорку: два медведя
В одной берлоге не живут!

Ольга поджигает баню, послы
отчаянно кричат

Ольга (громко):
Вот, Мал, змеёнышей здесь лучших
Твоих я потчую сполна! –
И скоро самого поджарю
На вертеле, как кабана!

4 действие.
Пока древляне не хватились своих послов, Ольга с дружиной явилась в Древлянскую землю и сказала Малу, что послы следуют за ней, а тем временем она должна устроить тризну на могиле мужа, на которую приглашает и древлян. На поминальном пиру, по приказу Ольги, ее дружинники напоили древлян допьяна, а затем посекли их мечами, убив около 5000 человек.
В следующем году Ольга вместе с малолетним сыном Святославом отправилась в поход на древлян, взяла несколько их городов и осадила главный город Коростень. Древляне оборонялись целое лето, но, наконец, измученные голодом, решили откупиться, предложив, чтобы Ольга взяла с них хорошую дань.

946 год, стан Ольги под
Коростенем. Ольга и Свенельд
принимают Старейшину из
города

Старейшина (несколько раз
кланяясь):
Я передал, что ты прощаешь,
Княгиня Хельга, Коростень,
Что настрадались мы довольно,
И ты не тронешь наших стен.
Ты не берешь тяжелой дани
С голодного народа… Но –
Ценя твое великодушье –
Понять не можем все равно…

Ольга (усмехаясь):
Не так уж я великодушна,
И в требовании строга:
Дают три голубя древляне
И воробья три от двора?

Старейшина (торопливо):
Дают, дают! Уже со мною
В обозе птицу привезли!
Хоть в Коростене голодают…
Всех птиц поймали, что смогли!
И если это всё, что Хельга
Желает получить от нас,
То даст ли городу свободу,
И войско отведет тотчас?
(вопросительно смотрит
на Ольгу)

Ольга (каменным голосом):
Перун даст городу свободу!
Горячим пламенем творца
Расчистит грязную чащобу!
Свенельд, убей сего глупца!

Свенельд одним взмахом меча
зарубает Старейшину

Ольга (громко своим людям):
Вяжите трут и серу к птицам,
Да отпускайте их домой:
Тогда в гнезде уютном Мала
Огонь воспыхнет сам собой!
Пусть голубь с воробьем возмездье
Несут на тлеющих хвостах,
И у гостей навечных Вия
Кровь запечется на устах!

Свенельд и Ольга долго смотрят
вдаль

Свенельд (показывая на город):
Смотри: горят дворы и стены!
Не Коростень то – Муспелльсхейм!
Не зря же ты зовешься ХЕЛЬгой:
Град Мала превратила в Хель!

Ольга (глядя вдаль):
Бегут из города, как крысы –
Теперь послушаем их речь!
Всех, кто сдаваться мне надумал –
Рубить, копьем колоть и жечь!
Детей и жен берите в рабство,
Тех, кто спасется из бояр,
Обложим непомерной данью –
Пусть помнят ХЕЛЬги щедрый дар!


5 действие.
Киевская княгиня трижды отомстила древлянам за смерть своего мужа, жестоко подавляя любое сопротивление. Необыкновенно жесткое поведение Ольги при подавлении древлян говорит о принадлежности ее к "русскому", то есть "варяжскому" роду, а не славянскому. Именно варяги, или, как их называли, "русь", исповедовали "кровную месть", как одну из важнейших традиций.
Ольга с дружиной еще долгое время находилась на территории древлян, устанавливая "устава и уроки", "становища и ловища". Эти "уставы" определяли повинности с населения и руководства для представителей княжеской власти.
В итоге, во внутренней политике Ольга добилась большего подчинения славянских племен власти Киева. В 947 году вместо полюдья она установила твердые размеры дани для древлян и новгородцев, поделив страну на волости и поставив погосты, т.е. места, где останавливались сборщики дани.
Ольга сумела сохранить мир в своей стране вплоть до совершеннолетия Святослава.
Во внешней политике княгиня ориентировалась на сближение с Византийской Империей. Отряды русов участвовали почти во всех войнах Византии того времени. Но влияние Византии на Русь не ограничилось торговлей. Червь Христианства уже точил зарождающееся русское государство. Позволяя христианским миссионерам совершать церковные обряды и "славить Христа" в Киеве, Ольга невольно пускала яд чужой веры в сердце своей страны и в свое собственное сердце.

954 год, Киев. Ольга сидит во
дворце, задумавшись, уперев щеку
в ладонь, в палату входит
вызванный ею христианский
Священник

Ольга (поднимая голову):
Скажи мне, грецкий проповедник,
Кресты ты ставишь тут и там…
Силён ли бог твой? Чем он славен?
Зачем пожаловал он к нам?

Священник (кланяясь):
Мой бог дарует всех любовью:
В том сила, что своей рукой
Крестясь, ты очищаешь душу,
Приносишь мир ей и покой…
(в сторону, шепотом)
И звон монет с собой приносишь
На благо Церкви и Христа…
Спасаешься весной голодной
Идеей строгого Поста!..

Ольга:
Покой, ты говоришь? Но разве
Возможен он в кругу врагов?
Вокруг – хазары, печенеги…
Да греки – сами ль без зубов?
И можно ль всех дарить любовью –
И одинаково любить?
Любить врага! Да разве можно,
Быв битым, самому не бить!

Священник (молитвенно
складывает ладони):
Господь нам завещал терпенье!
Худая вера – вот беда!
Глухие боги, злые духи
Наносят больше нам вреда!
(в сторону, шепотом)
А главный вред несут Царьграду
Язычники своим мечом…
Гораздо лучше на коленях
Их видеть, с купленным крестом!

Ольга (задумчиво):
Давно не слышу я Перуна,
И Род меня не позовет…
Не дарит Макошь новой силой,
Стрибог мне песен не поет
Своими вешними ветрами…
И вёсны уж мои – не те…
Сижу все в тереме высоком
Одна, во тьме и духоте.

Священник (вкрадчиво):
А как же сын твой возмужалый:
Где ныне храбрый Святослав?
Не чтит о матери заботу,
Войне всего себя отдав?
(в сторону, шепотом)
Как хорошо, пока нет князя!
Мы не скучаем по нему!
Все рыщет где-то, ищет крови…
Даст бог – и сгинет там во тьму…

Ольга (со вздохом):
Хазар воюет сын любимый…
Всегда он больше почитал
Поход и славу в ратном поле:
В походе жил, и в поле спал…
Седло и войлок под главою
Дворцовых лавок и мехов
Ему милей… Родные стены
Скучнее крепостей врагов…

Священник (с деланным
сочувствием):
И правда, скучно неподвижно
Без света белого сидеть!
Не съездишь ли в Царьград, о, Хельга,
На веру нашу поглядеть?
(в сторону, шепотом)
Давно ли Хельги Вещий был там,
Прибив к вратам Царьграда щит?
Царь Константин тебе, княгиня,
Припомнит несколько обид…

Ольга:
Коль твой Христос меня и сына
С врагами сможет замирить,
То с цареградским патриархом
Мне стоило б поговорить.
Всё лучше видеть государя,
Чем слушать слуг с открытым ртом.
Ну, ты ступай пока, священник,
А я подумаю о том…

Священник кланяется и уходит,
Ольга тяжело вздыхает,
закрывает глаза и засыпает сидя

голос Перуна:
Теперь послушай глас Перуна!
Хранитель княжеских дружин
Взывает к думам твоим, Хельга:
Я здесь, твой бог и господин!
Не ты ли матерь Святослава?
Тебя ли выбрал Ингвар-князь?
Ты ль, грудь младую обнажая,
Перуну в верности клялась?
Ты ль – длань славянского народа?
Ты ль – Киевской Руси весло?..
Теперь, объятая тоскою,
Роняешь на руки чело?..
Мы здесь, уставшая княгиня:
Сварог, и Макошь, и Даждьбог.
Сам Род готов великодушно
Внимать речей твоих поток!
Ты ищешь бога-чужестранца,
Но с нами ты не говоришь!
Был домом Киев, стал темницей:
Ты иль в кручине, или спишь.
Уже не вольная волчица –
Царица у тебя в уме.
Угодно ль ведуну, друиду
Закрыться в каменной тюрьме?
Но ты, во власти грез державных,
Ведешь к забвению славян,
Монаха в доме привечаешь –
То черный вестник и смутьян!
Один из тех, кто славит рабство:
Народ натерпится от них.
Лишь кланяться они желают –
И кланять равно всех иных.
Ступай же! Гордая княгиня
Вольна принять любой закон,
Жить новой верой, "лучшей" верой…
Знай: это сон. Твой, Хельга, сон.

6 действие.
При Ольге Русь стала известна в самых отдаленных странах Европы. Немецкие летописцы упоминают о ее посольстве в Германию к императору Оттону I.
Это было время усложнения феодальных отношений, время реформ, укреплявших и юридически оформлявших княжеский домен от окрестностей Киева до впадающей в Балтийское море Луги и до связывающей Балтику с Волгой Мсты. Ольга обнаружила себя мудрой правительницей, способной встать на равных с князьями-мужчинами и даже превзойти их. Если прежде Великие Князья только воевали, то Ольга правила Государством.
Несмотря на тесные отношения с Византией, Ольга всегда стремилась к независимости своего государства от Византийской Империи. В середине 50-х годов X века она с большим посольством отправилась в Царьград. По прибытию ее ладьям пришлось довольно долго постоять в гавани Константинополя, так как греки всегда со страхом и недоверием встречали у себя русские дружины.
Император, восхищенный острым умом киевской княгини, предложил Ольге принять христианство, на что она ответила, что сделает это, только если ее крестит он сам. В итоге "таинство крещения" совершил патриарх Феофилакт, а восприемником от купели стал сам император Константин Багрянородный. При крещении княгиня получила имя Елены в честь святой равноапостольной Елены.
Когда Ольга прибыла во дворец, император беседовал с ней наедине в комнатах, где жила царица.

955 год, Константинополь.
В палатах императрицы
сидят Константин и Ольга

Константин (разводя руками):
По нраву ли, княгиня Ольга,
Тебе гостить в моей стране?
Прониклась правда ль верой нашей,
Как говорила нынче мне:
Мол, "я – язычница от роду,
Христу же почести воздам –
Приму и этого я бога –
Когда меня окрестишь сам!"

Ольга:
Да, так сказала, император.
И, видно, очень ты хотел,
Чтобы обряд сей совершился,
Коль скоро в этом преуспел!
Сама, как видишь, покрестилась –
Народ же свой не покрещу.
Прими теперь мои подарки:
Вражды с тобой я не ищу.

Константин (хитро улыбаясь):
Исполнил я, как ты хотела,
Да то ведь милость – не удар!
И разве ты могла подумать –
То был единственный мой дар?!
Сейчас же сто милиаризий…
…Нет – двести – людям получить
Распорядись… И прочих русских
Я постараюсь не забыть!

Ольга (кивает):
Благодарю тебя за щедрость,
Багрянородный Константин!
И на вопрос твой отвечаю:
Когда б Христос хотел один
Среди богов моих остаться –
То было б делом лишь моим.
И коли верую в Иисуса –
То говорить я буду с ним!

Константин (хлопая в ладоши):
Ах, Ольга, верно убеждаюсь:
Тебя разумней женщин нет!
Тебя и храбрый люд славянский
Зову сегодня на обед!..
Но почему б с людьми, и с сыном
Тебе бесед не завести
Об их душе, о правой вере
И о Спасительном Пути?..

Ольга:
Об этом с ними потолкую…
Икону, крест им покажу…
Усердствовать же я не буду,
И наперед тебе скажу:
Тот господин, что не с дружиной
И не с людьми, безмерно глуп:
Ибо не пашут землю криком,
Насильно же не будешь люб!

Константин (кусая губу):
Тебя, княгиня, понимаю:
Ты – первая среди славян!..
Не стоит ждать от тех молитвы,
Кто мясом сыт и медом пьян…
(встает, начинает ходить
туда-сюда)
Быть может, Хельга, юной девой
Тебе уж больше не цвести,
Но ты умна и величава!
Не хочешь за меня пойти?
(останавливается, смотрит
на Ольгу с хитрой улыбкой)

Ольга (молчит, потом с
мягким нажимом):
Подумай, щедрый император,
Ревниво верящий в Христа,
ЧТО ныне ты мне предлагаешь:
Целуешься ли ты в уста
С своею дочерью названной?
Меж тем меня ты так назвал –
Когда Феофилакт почтенный
Меня в Храмине причащал!

Константин (хлопая в ладоши):
О, право, гордая княгиня,
Меня перехитрила ты!
Жаль, прежде я тебя не встретил,
В венце ума и красоты!
(снова садится)
Ну что же, для тебя отныне
Всегда открыта моя дверь…
Скажи ж пред всем народом грецким:
Язычница ли ты теперь?

Ольга (вставая):
Для вас я – веры христианской,
Пусть ваши клирики-писцы
Так и запишут на скрижалях…
Меня ж ладья ждет да гребцы:
Плыву назад, в родимый Киев,
А с цареградцами прощусь.
Всегда, пока живу, я буду
Лелеять Русь и славить Русь!
(уходит)

7 действие.
Крестившись, Ольга якобы стала добрее и старалась жить по закону христианской любви. Что, как известно, не мешало ей по-прежнему жестко управлять страной, учитывая, что ее сын пребывал в постоянных военных походах.
В 968 году печенеги, воспользовавшись тем, что Святослав был в походе на Дунае, осадили Киев. Княгиня Ольга с детьми Святослава Ярополком, Олегом и Владимиром оказались запертыми в городе. На другой стороне Днепра стоял с малым войском русский воевода Претич. Киевляне страдали без воды и пищи, и Ольга решила дать ему весть, что если осада не будет снята в течение двух дней, город сдастся. Один отважный мальчик, владевший языком печенегов, вышел из города с уздечкой в руках и побежал через стоянку печенегов, спрашивая их: "Не видел ли кто-нибудь моего коня?". Приблизившись к реке, он бросился в воду и поплыл, а вслед ему полетели стрелы. Но юноша остался цел, а с другого берега за ним подошла лодка. Наутро воины Претича сели в ладьи и громко затрубили, а люди в городе закричали. Печенеги решили, что пришел князь, и бросились врассыпную. Ольга с внуками и людьми вышла к ладьям. Печенежский князь Курей, увидев это, возвратился один к воеводе Претичу и спросил его, кто он. Претич ответил, что он идет с передовым отрядом, а следом за ним – бесчисленное войско с самим Святославом. Тогда Курей предложил Претичу дружбу, и дал ему коня, саблю и стрелы. Воевода же дал взамен кольчугу, щит и меч. После этого печенеги отошли от города, но не очень далеко, явно выжидая.

968 год, Киев. Ольга сидит на
троне, при ней Священник

Ольга:
Ответь мне, я ли христианка,
Когда я жгу своих врагов?
Когда людей я убиваю,
И не пою по ним псалмов?

Священник:
Благоустроила ты землю
Для русичей и всех славян!
И данников ты замирила –
В тебе ль кому искать изъян!
(в сторону, шепотом)
История себя не пишет!
А после – Бог нас разберет!
Такого ж более примера
Нам не найти: огонь и лед!
(подобострастно смотрит
на Ольгу)

Ольга (встает, подходит
к идолу Перуна):
За то, наверно, и страдаю,
Что идолов не трону я!..
(оборачивается к
Священнику)
А как же заповедь Иисуса
Любить других, а не себя?!

Священник:
Ах, Ольга, кто же не безгрешен?
Кто до конца блюдет канон?..
Пускай отребье соблюдает
Всё в точности – для них закон!
(в сторону, шепотом)
На то и деятельность наша,
Чтоб отпускать грехи другим!
И грешником быть должен всякий –
Чтоб мы имели власть над ним!

Ольга (смотрит в окно,
задумчиво):
Как будто спасены… Надолго ль?
Защитник наш в краю чужом…
И хищная недаром стая
Над нами черным бьет крылом…

Священник (вскакивая):
Ах, Хельга, отошли злодеи
Недалеко от наших врат!
Вели послать за Святославом,
Покуда цел прекрасный град!
(в сторону, шепотом)
Пора вернуть медведя в яму,
Уж наломал изрядно дров!
Приятней зверь на расстояньи,
Пока он в силе и здоров!

Ольга (мрачно кивает):
Пусть Претич скажет Святославу,
Что мать его родная ждет!
Совсем лютуют печенеги,
И Киев без него падет!
Скажите, что помру я вскоре.
Пошлите быстрого гонца!
Сегодня чувствую усталость
И приближение конца…
(махает рукой, отсылая
Священника)

Священник уходит, Ольга
садится, сидит молча с минуту,
потом хлопает в ладоши; входит,
не кланяясь, старый Волхв

Ольга:
Ты знаешь, Волхв, мою неволю:
За Русь устала страхом жить!
О том с монахом христианским
Мне не пристало говорить…
Я знаю, Константин лукавил,
Когда женой к себе позвал.
Хотел он лишь меня проверить –
В лице же смех его играл!
Спокон веков у Византии
На землю нашу острый клык.
Болгар, хазар, арабов всюду
Воюем, высунув язык…
Теперь ромеи печенегов
Подговорили против нас:
Вернув с Дуная Святослава,
Спасают Доростол сейчас!
Открой, провидец, козни греков,
Ответь, не бойся ничего:
Не станет ли Царьград причиной
Для смерти сына моего?

Волхв:
Известно многое провидцам,
Ты помнишь Хельги и коня!
Про князя ж молвлю все, что вижу –
Не требуй больше от меня!..
(склоняет голову, уходя в себя,
молчит, потом вещает)
..Скажу… Кирилл Багрянородный
Никифору отдал бразды…
Но ропщет люд, казна пустеет…
И под покровом темноты
К Никифору вошел Цимисхий:
Снимает голову царя!
В Царьграде новый император!
И этот алчен: почем зря
Крушит Болгар… Теснит и русских…
Твой сын столкнулся с ним в бою…
Не уступает!.. Что за битва!
Князь между ратников в строю…
(молчит недолго)
И этот бой решился миром,
Хоть много войска пало там!..
..Осталось в Киев воротиться…
Хитер зловредный Иоанн!..
(опять молчит)
Что ж, знай: погубит Святослава
Царя коварство, царь не сам!..
Но дальше я не прорицаю:
Сие открыто лишь богам…
(накидывает плащ, уходит)

Ольга (обхватывает голову
руками, склоняется):
О, боги, мрак и неизвестность!
Все дальше сын день ото дня!
А если я помру – как станет
Страною править без меня?
(поднимает голову, идолу Перуна)
Перун, неужто б ты позволил
Врагам попрать родной завет?!..
..Но коли ты мольбам не внемлешь –
Так, стало быть, тебя и нет?!..
(скорбно качает головой)
..И я крестилась… Я решила,
Что верую теперь в Христа…
Твой идол глух и безответен –
Чем лучше он тогда креста?
(встает с трона)
Прости меня, вершитель старший:
Не слышу боле голос твой…
Уж смерть моя близка… Мне страшно!
Покой… Мне нужен лишь покой…
(медленно уходит)

Голос Перуна:
Вослед тебе отвечу, Хельга,
Надевшая на шею крест!
Хорош тот символ, без сомненья,
Для мест чужих. Для вражьих мест.
Ты будешь править до кончины,
Но после – будет ли покой?
Какие воды примут челн твой,
Кто встретит лодку за рекой?
Узри же тщетность всех упреков,
Что я покинул этот дом:
Ибо не в идоле живу я,
Но в сердце, в разуме твоем!
Теперь, когда стара ты, Хельга –
С тобой царьградский богослов.
И ты пеняешь мне напрасно:
Пока я мертв в тебе – я мертв!


8 действие.
Вскоре Святослав вернулся в Киев, разгромил печенегов и прогнал их далеко в степь. К врагам вроде печенегов Святослав не знал пощады. Одно его имя наводило на них ужас.
Будучи убежденным язычником, Святослав всегда откровенно насмехался над христианами. На разговоры своей матери о христианской вере он отвечал, что если он когда-нибудь и захотел бы креститься, никто из бояр и дружины за ним бы не последовал, напротив, стали бы смеяться над ним, и правильно бы сделали... Однако Святослав никому силой не запрещал верить в тех или иных богов, и его сын Владимир был воспитан Ольгой в христианской манере, а в будущем стал печально известным "крестителем Руси".
Святослав никогда не любил подолгу оставаться на одном месте. Сидя в Киеве, он думал о том, как продолжить свой Дунайский поход. Время княгини Ольги подходило к концу.

969 год, Киев. Умирающая Ольга
лежит в своих палатах на ложе,
с закрытыми глазами. От нее
выходит Священник, и сталкивается
в дверях с хмурым Святославом

Святослав (ловит Священника
за шиворот, в лицо ему):
А ты что рыщешь тут, стервятник,
Слуга Царьграда, черный шут!
А ведаешь ли, как хазарам
Евреи принесли Талмуд?!
И так же ты, пророк унынья,
Готовишься морить народ,
По наущенью Константина?
Обиженный судьбой урод!

Священник (вырывается,
прижимаясь спиной к стене):
Ах, Святослав, лишь по веленью
Премудрой Хельги был я здесь!
Послушай мать свою: княгиня
Пустила в дом Благую Весть!
(в сторону, шепотом)
И, может, пастырю зачтется
Одна заблудшая душа!
Жить обречен я с дикарями,
Среди язычников греша…

Святослав (нависая):
Мать престарелую прощаю.
Известно: женщины слабы…
Но пусть мне не ласкают слуха
Твои несчастные мольбы!
Когда б ты облачить пытался
Меня в свой рабский балахон –
Тебе бы, пёс, я выбил зубы,
А следом дух бы вышиб вон!
(сжимает кулак у груди)

Священник (постоянно кланяясь,
крадется к выходу):
Зачем меня пугаешь, княже?..
Я не хотел тебе вреда!
Я обещаю Святослава
Не беспокоить никогда!
(в сторону, шепотом)
Но, может быть, дружина князя
Не будет так ко мне строга…
..Бегу, бегу! Пока язычник
Не поломал мои бока!...
(убегает)

Святослав (ругаясь вслед
сквозь зубы):
Людское пугало с кадилом!
Распространитель слепоты!
(идет к ложу Ольги)
Я вижу тьму и ложе скорби…
О мать моя, жива ли ты?
(садится рядом с ложем на колено)

Ольга (открывая глаза):
Дитя мое, я умираю.
С крестом на шее, вот мой рок!
Быть может, встретит с укоризной
На переправе Чернобог!
Что скажешь матери на это –
Коль стала к старости слаба?
Уж не похожа на Валькирью…
Старушка… Божая раба…
Но сам ли, чай, не усомнился?
Не думаешь отца забыть –
И материнскому смиренью
И благости послушным быть?

Святослав (возмущенно):
Жить так, как "Он" велит, до смерти –
Чтоб дальше жить, как хочет "Он"?!..
Такой тщеты и пресмыканья
Не стерпит тот, кто был рожден
С шеломом Тюра в изголовье,
И Одина копье носил!!!
Сей бог – рабам лишь утешенье,
Тебя же он лишает сил!

Ольга (кивает, закрывает глаза,
потом снова открывает):
…По мне не совершай ты тризны,
И жертв не надо приносить.
И не хочу, и не достойна
Благословения просить
У тех богов, каких сегодня
Оставила. Но ты, мой сын,
У них за старую чертовку
Прощенья, может, попроси…

Святослав:
Как скажешь, мать. Тебе ни в жизни,
Ни в смерти сын твой не указ.
Позволь же после бить монахов,
Или хотя бы гнать их с глаз?!

Ольга:
Нет, этого не позволяю:
Довольно в Киеве резни!
Пусть всякий верует, как знает,
Монахов силой не гони.
И если Хельга ошибалась –
Уроком будет для других:
Не предавайте свою веру,
Не удаляйтесь от родных…
Не забывайте шелест листьев
Лесов и рощ, и пенье рек,
Спокойствие озер прекрасных,
Плеск щуки и оленя бег,
Лугов, полей благоуханье,
И трели птиц – и отчий дом.
Любите. Веруйте. Дышите.
(слабо, в полголоса)
Живите.
Ныне, и потом…
(умирает)

Святослав встает возле ложа
на колени, берет руку Ольги,
и утыкается в нее лбом

9 действие.
Предание нарекло Ольгу Хитрой, а историки – Мудрой. Старательная христианская церковь сделала ее Святой. Историю пишут победители, а другие победители ее дописывают и переписывают.
Крещение Ольги поименовали "духовным подвигом". В 1000 году внук Ольги, князь Владимир Святославич, повелел перенести останки княгини в Десятинную церковь и положить в каменный саркофаг. Якобы, возле этой гробницы верующий христианин исцелялся от болезней.
В XI веке в разных древнерусских источниках прослеживается стремление прославить княгиню Ольгу, как православную святую. Позднее Ольга, русская княгиня со скандинавским характером, гордая язычница с непокорным нравом, была причислена к лику святых и названа равноапостольной, то есть равной спутникам Иисуса Христа.
Канонизируй, и да канонизируем будешь! Аминь.

Сказитель:
О, славься, Хельга, славься, Ольга!
Гордитесь именем своим
Все Ольги! Именем великим –
Не христианским, но живым!

Гори же, лживое ученье,
Душившее родной народ
На протяжении столетий! –
Пусть вера предков расцветет
Цветами Жизни, но не Смерти,
Цветами Счастья, не Тоски!
Пусть веруя, смеются дети,
Не в страхе гробовой доски,
А в радости от песен солнца,
В азарте, в яростной борьбе –
И в опьянении победой!..
В любви –
к своей родной земле!

****************************************************************************
Примечания (в алфавитном порядке):

*Асмуд – дядька Святослава, воевода из высшего боярства Киева, наряду со Свенельдом главный помощник княгини Ольги

*Валькирии – в скандинавской мифологии дисы, девы-воины, летающие на крылатых конях над полем боя и вдохновляющие воинов на битву и бесстрашную смерть.

*Ведун – знахарь, волхв, колдун, тот, кто "ведает"

*Велес (Чернобог) – в славянском язычестве хозяин Нави и властитель Непознанного, посмертный судья и повелитель магии, также бог скота (богатства) и удачи

*Вий – в восточнославянской мифологии дух, несущий смерть, иногда отождествляется с хозяином загробного мира

*Волхвы – служители богов, волшебники и пророки, ведающие прошлое, настоящее и будущее

*Даждьбог – в славянском язычестве бог плодородия и солнечного света, живительной силы

*Длань (старорусск.) – ладонь

*Доростол – болгарская крепость, в которой находился царь Болгарии Петр, когда Святослав, по приглашению Византии совершить совместный поход в Болгарию, захватил соседние с крепостью земли. Петр пошел на сговор с Константинополем, и византийцы подговорили печенегов осадить Киев, чтобы вернуть Святослава на родину.

*Друид – в кельтской традиции и в более позднее время жрец, пастырь деревьев

*Коростень – столица древлянского княжества

*Макошь – жена Велеса, богиня Судьбы, плодородия и живой природы, магии и волшебства, "перевоплощена" Христианством в Святую Прасковью

*Муспелльсхейм (Муспелль) – страна огня в скандинавской мифологии

*Перун – сын Сварога, бог-управитель, защитник Яви, покровитель князя и княжеской дружины, бог грома и молний, небесного огня

*Род – Сущий, Единый, прародитель богов и творец мира, Род – и есть "всё в мире"

*Ромеи – народное название византийцев у славян

*Стрибог – в славянском язычестве Бог-отец и дед всех ветров

*Тризна – часть погребального обряда восточных славян: игры, пляски и состязания в честь умершего; оплакивание его; поминальное пиршество

*Тюр – в мифологии скандинавов "храбрейший среди асов", бог воинской доблести и правосудия.

*Хель – страна мертвых в скандинавской мифологии, также богиня Смерти

*Царьград – так на Руси называли Константинополь


Рагнарёк: cердечко ёк!
Все Назад!


 

Сайт управляется системой uCoz